Скачать шаблоны Joomla 3.5 на русском.
Спортивные Joomla 3.5 шаблоны.
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В УСЛОВИЯХ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
И.В. Муругова, учитель истории и обществознания
Разработанная в рамках программы развития гимназии компетентностная модель выпускника включает: ключевые (базовые, универсальные, переносимые) многомерные и многофункциональные компетентности в области познавательной, практической и коммуникативной деятельности. Как отмечает Тубельский, человек, освоивший универсальные умения, способен решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни. Развитие универсальных компетентностей, как любого навыка, процесс не одномоментный. Он проходит несколько этапов: уяснение алгоритма, знакомство с образцами деятельности, самостоятельная деятельность под руководством и т.д.
В статье представлен опыт педагогического проектирования учебного процесса, цель которого - развитие универсальных умений ученика. На начальном этапе
1. Выделяются (соответственно возрасту и результатам входной диагностики) четко и однозначно сформулированные названия универсальных умений («качеств»), подлежащих развитию;
2. Проводится анализ целесообразности и определяется система методов (приемов, технологий), способствующих развитию умения для каждого этапа педагогического процесса («объяснение», «закрепление», « применение» и т.д.).
3. При разработке методической системы используются основные принципы личностно ориентированного подхода: самоактуализации, выбора, доверия и поддержки, творчества и успеха и др. В «Школе успеха» особенно важна реализация принципа успеха, а создание условий для достижения учениками положительных результатов – одна из важнейших целей деятельности учителя. Смысл принципа: не ошибки и неудачи учеников, а их достижения и успехи должны являться критериями анализа и оценки результатов образовательного процесса. Обратимся к примерам использования приемов технологии критического мышления на различных этапах усвоения социального опыта
Название приема |
Этап усвоения социального опыта |
1.«Корзина» идей, понятий, имен…« и т.д. |
-восприятие; -осмысление (анализ, синтез, обобщение , осознание связи объекта с другими объектами или явлениями т.д.);
|
2.Составление кластера |
-восприятие - осмысление |
3.«Пометки на полях» |
-осмысление (анализ, синтез, обобщение , осознание связи объекта с другими объектами или явлениями т.д.) - запоминание -закрепление |
4.Подбираются инструменты качественной или количественной оценки результата. Контрольно – измерительные материалы разрабатываются на основе Таксономии Блума, включают все шесть её уровней.
Понимание |
Закончите фразу: что нового вы узнали…, почему... Преобразуйте выражение… Объясните взаимосвязь… Расскажите своими словами.. |
Применение и т.д. |
Объясните цель применения.., решите данную задачу несколькими способами.., какая теория позволяет объяснить данное явление.., проверьте предположение.., сделайте выводы и т.д. |
5.Разрабатываются критерии промежуточной оценки результатов деятельности учеников: при высказывании идей, составлении кластера, написания синквейна и т.д. (двухбалльная, рейтинговая, накопительная и т.д.)
Развиваемое качество |
Название приема |
Инструмент оценки результата |
1. Умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном цикле; вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать для получения результата. 2.Занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей. 3.Умение перекодировать информацию. |
1.«Корзина» идей, понятий, имен…« и т.д. (всего от 5 до 7 приемов в зависимости от возраста |
1.Наблюдение за работой групп, анализ результатов её работы. 2.Анализ представленных материалов 3.Анализ итогов выполнения специальных заданий по перекодированию информации ( из слов « в слова»; из слов в рисунок, таблицу, диаграмму и т.д.) |
Система данных методов, приемов, технологий создает ученику условия для усвоения информации разными способами, в зависимости от «типа» его интеллекта (визуально-пространственный, математический, межличностный, внутриличностный и т.д.), на основе реализации принципа «Выбор».
В таблице приведены примеры разных типов интеллекта, его проявления и предпочитаемые виды деятельности.
Математико - логический |
Быстро решают арифметические задачи, любят анализировать данные, строить прогнозы. Предпочитают играть в шахматы, «стратегические» игры. Быстро распознают причины и следствия |
Построение логических цепочек, графиков. Различного рода эксперименты «Карты памяти» и т.д. |
Внутриличностный |
Предпочитают свой внутренний мир. Демонстрируют чувство независимости. Предпочитают оставаться в одиночестве, занимаясь любимым делом |
Самостоятельная работа по инструкции, требующая времени на обдумывание и др. |
Визуально-пространственный |
Мыслит образами и «картинками». Обожает рисовать, красить, лепить. Хорошо воспринимает карты, диаграммы, схемы. Любит наблюдать все в движении, а также рассматривать слайды и фотографии |
Рисование схем, карт, составление таблиц. Раскраски, «дорисовки», незаконченные предложения |
Межличностный |
Любят всегда быть в кругу людей. Имеют много друзей. Хорошие организаторы, а иногда и манипуляторы. Лучше всего обучаются при возможности общения с другими. Являются посредниками во время споров и дискуссий. Как правило, хорошо понимают чувства других людей |
Ролевые игры, дебаты, дискуссии. Работа в малых группах, работа в роли проверяющегоИнтервьюирование, участие в театральных постановках |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы позволяет ученику усваивать информацию либо как активному участнику, либо как «соучастнику» групповой деятельности. При написании «Синквейна», «Эссе», заполнении таблицы «ЗУХ» ученик действует, мобилизуя свои индивидуальные способности, добиваясь успеха, и тем самым повышает уровень самооценки.
Педагогическую целесообразность использования такого алгоритма проектирования учебного процесса подтверждают следующие результаты: эффективность от внедрения данной технологии помимо стабильного роста качества знаний и возникновения устойчивого познавательного интереса к предмету, измеряется еще и изменениями у ребенка мыслительных операций и переходом к более сложным познавательным способностям.
Анализ познавательных способностей по таксономии Б. Блума дал следующие результаты:
На данной диаграмме очень хорошо видно, как в процентном соотношении изменилось количество учеников способных отвечать на вопросы всех шести уровней.
В результате проведенного анализа полученных в ходе диагностики результатов подтвердилось: введение элементов технологии критического мышления в структуру уроков значительно повышает динамику развития универсальных умений учащихся.