ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

О. Н. Зяблова, заместитель директора по УВР

 

Если бы новизна не заставляла нас мыслить,

                                                             надежда, как и вера, была бы лишь криком, 

                                                               яркой вспышкой молнии, за которой  так и

                                    не последовало удара грома...

Поль Рикер

 

      Образование в настоящее время становится главным императивом выживания и развития, ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека в условиях глобальных экономических и антропогенных проблем.

Условиями реализации такого образования являются в частности:

- формирование ключевых компетентностей учеников, практической и психологической готовности для работы в любой экономически организованной структуре общества;

- развитие уровня  социально-психологической зрелости личности учащихся: адекватной самооценке, общекультурного кругозора, способности к формально-логическому и творческому мышлению;

- сохранение физического и  психического здоровья субъектов образовательного процесса.

    Разработанная в рамках программы развития гимназии   компетентностная модель выпускника предполагает интеграцию действий руководителя, педагога-психолога, логопеда, социального работника, учителей- предметников, родителей по созданию соответствующих социально- психологических и педагогических условий, разработки модели психолого –педагогического сопровождения (ППС), целью которого является создание социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка, сохранение его психического и физического здоровья

Основные задачи ППС:

-изучение  и анализ социально-психологических характеристик участников инновационного образовательного процесса;

-прогнозирование социально- психологических процессов в коллективах  педагогов и учащихся;

- выработка общих подходов  к управлению социально- психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально – психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка на основе учета психологических закономерностей поведения социальной системы.

       В статье рассматривается один из аспектов психолого-педагогического сопровождения –  создание дидактических  условий для  сохранения психического здоровья субъектов  образовательного процесса.

Один  из серьезных факторов ухудшения здоровья школьников  - тревожность.

 Тревожность-свойство человека приходить в состояние повышенной возбудимости, беспокойства, испытывать страх и тревогу в различных социальных ситуациях.

  Виды тревожности:  школьная, самооценочная, межличностная 

Ситуации, которые могут  вызвать «школьную» тревогу и стать причиной школьной  тревожности:

а) непонятное объяснение учителя;

б) непонимание целей учебной деятельности;

в) «ответ  у доски»;

г) ожидание «вызова к доске»;                                  

д) контрольная работа;

е) сообщение оценок  за контрольную работу;

ж) неожиданный  вопрос учителя;

з) непосильное  домашнее задание;

и) экзамен.

У каждого человека свой оптимальный  или желательный  уровень тревожности - полезная тревожность. Оценка уровня тревожности - существенный компонент  самоконтроля и самовоспитания.

Рассмотрим психологически оправданное поведение учителя в  педагогических

ситуациях: «объяснение», «применение знаний» и «контрольно-оценочная деятельность». Успех любой деятельности определяется наличием мотива для её выполнения, пониманием цели, владение средствами, умением  самоконтроля.

 Ситуация «объяснение». Учитель совместно с учениками формулирует «познавательную задачу»- цель учебной деятельности (составление «кластера», наблюдение и анализ явления,  попытка решения задачи и т.д.); применяет диалоговую форму изучения нового материала; дает возможность самостоятельного  определения содержания и формы домашнего задания. Все это сближает позицию учителя и ученика, ведет их к сотворчеству и сотрудничеству и помогают этому совместное освоение и использование новых педагогических технологий.

  «Применение знаний» - практическое использование теоретических знаний.  На данном этапе учащиеся включаются в различные виды деятельности: метод проектов, создание презентаций к урокам, их защита, написание  творческих работ, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Учащийся на данном этапе - из объекта превращается в субъект образовательной деятельности, а это также способствует снятию школьной тревожности, и   ведет к повышению уровня общеучебных умений и навыков.

«Контрольно-оценочная деятельность» - контроль и оценивание результатов учебной и внеучебной  деятельности. 

Контрольно-оценочные процедуры являются одним из самых мощных стрессагенов для учащихся.  Повышение качества оценочных процедур – очень важный момент.

 В настоящее время мы реализуем проект, являющийся  составной частью  программы  развития гимназии -   «Контрольно-оценочная деятельность в Школе успеха», целью которого является  создание  условий для освоения педагогами контрольно- оценочных процедур, способствующих развитию социальной успешности ученика.

Контрольно-оценочная  деятельность выполняет не только функции диагностики, при использовании  соответствующих технологий она является  инструментом воспитания, развития, обучения, стимулирования, центром развития самостоятельности, поскольку:

процедура оценивания затрагивает личность ребенка, влияет на состояние ученика (угнетение, возбуждение, расстройство системы мышления),его мотивацию; самооценку личности, которая включает «Я – концепцию»;формирование отношения сверстников; отношение родителей к ученику; тип используемой «причинной схемы» объяснения  успеха или неудачи (случайность, трудная задача, несправедливость и т.д.),

Уже сегодня в нашей гимназии используются различные инновационные технологии оценивания:

- рейтинговая контрольная работа (используется две составляющих отметки-баллы или % выполненной работы  и место; классу сообщается только наивысший балл, место определяет сам ученик);

задания, «не требующие внешней оценки» (ответы сообщает учитель, а ребенок сам определяет качество выполнения заданий);

- «подиум» (на доске, на стенде и т.д. ребенок может представить классу  выполненную работу);

- «тетрадь достижений» учащихся;

- «карта успеха в учебной деятельности»;

-«карта успешности» в различных видах деятельности (внеурочная деятельность);

- содержательная оценка творческой работы (групповое обсуждение, участие  в выставках, концертах; презентация);

- фестиваль  достижений «Самый-Самый».

    Кроме этого, все учащиеся с 5 по 11 класс формируют  «портфолио», который является альтернативным методом оценивания и  состоит из внешней (учительской, родительской) оценки, самооценки, взаимооценки.  «Портфолио» помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат -  способствовать повышению качества образования в целом. Творческие работы, грамоты, дипломы, сертификаты,  отзывы, в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным, личностным содержанием, иллюстрируют развитие интересов, активности учащихся.

     Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать.

Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление совместной работы психолога  и педагогов, которая  является условием результативности психолого-педагогического сопровождения.

  От того, как будет обустроена психолого-педагогическая среда в образовательном учреждении, от того, как она впишется в социум, будут зависеть результаты работы по выявлению и развитию природных задатков и способностей учащихся, по формированию у них готовности к социальному и профессиональному самоопределению.

 

 

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прием в гимназию

Журнал

Горячее питание

О питании

leto-2024

VK


Телефон доверия


Телефоны горячих линий гимназии открыть/закрыть

По соблюдению Предписаний Роспотребнадзора и общим вопросам, по расписанию уроков и звонков
8-902-3007-687
Зяблова Ольга Николаевна (директор)

По кадрам
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

По дополнительному образованию
8-902-3030-339
Хилова Юлия Александровна

По группам по присмотру и уходу за детьми и ПОУ "Прогимназия"
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По платным общеобразовательным услугам
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По питанию
8-930-2752-019
Перова Ольга Вячеславовна

По организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников в гимназии
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

"Горячая" линия по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО


Навигаторы детства

 

ШСК Лидер

Школьный театр

Юнармия

Движение первых

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Сообщи, где торгуют смертью

Scroll to top