РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В «ШКОЛЕ УСПЕХА»

 

О.Н. Зяблова, заместитель директора  по УВР

 

        Коллективом гимназии разработана  и    успешно реализуется модель  «Школа успеха». Концептуальная основа модели -компетентностный подход. Под комптентностью понимается  целостная система личностно осмысленных и освоенных знаний, умений, принятых ценностей, направленных на выполнение той области деятельности, в которой индивид проявляет готовность» продуктивно действовать. Как отмечает М.В. Холодная,  «знающий - знает и пытается делать (врач - лечить, учитель - учить, ученик - учиться и т.д.). «Компетентный» - знает и добивается успеха (врач вылечивает, учитель выучивает, ученик успешно учится и т.д.). Критерии качества обучения в школе успеха -  оптимальный уровень владения универсальными умениями (познавательными, информационно- коммуникативными, рефлексивными). 

     Достижение новых целей  гимназии возможно лишь при условии, что педагоги владеют соответствующими личностными качествами  и профессиональными компетентностями: педагог занимает субъектную позицию в организации своей профессиональной деятельности; стремится к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью; заинтересован в развитии ребенка; способен создавать ситуации успеха, выбора (целей,  способов деятельности и т.д.); принимает множественность точек зрения; способен к личностной и деятельностной рефлексии; постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.

      Для приведения в соответствие  с целями гимназии качества образовательного процесса разработан и реализуется проект  «Развитие профессиональной компетентности педагогов  в Школе успеха». Цель обучения педагогов, имеющих опыт практической деятельности и, следовательно, выступающих в качестве  субъекта познавательной деятельности, по мнению И.С. Якиманской  (автора личностно ориентированного подхода ЛОП) - актуализировать  и «окультурить» субъектный опыт обучаемого.

 Принципы ЛОП:  принцип самоактуализации,   принцип выбора,  принцип субъектности,  принцип творчества, принцип успеха – концептуальная основа модели развития  профессиональной компетентности педагогов. 

    Процесс «окультуривания»  опыта обучаемых включает три этапа: 

Этап актуализации опыта: разработка системы вопросов по изучаемой теме           («кластеры»); описание деятельности в рамках сложившейся практики; описание результатов деятельности и анализ их соответствия целям гимназии.

Этап сообщения информации: современные теории обучения и технологии,  принципы организации деятельности; алгоритмы (технологические карты) отдельных видов деятельности.

Этап «улучшения» деятельности: проектирование деятельности в соответствии с изученными (на втором этапе) нормами.

       В ходе работы по реализации проекта «Развитие профессиональной компетентности педагогов  в Школе успеха» подробно изучены и описаны  инструменты анализа внешней и внутренней среды,   проведен анализ полученных результатов. Цель используемых методов - не только получение информации об исходном состоянии объекта, но и создание «внутриличностного» конфликта у педагога. Для этого к исследованию привлекаются и учитель и ученики, а затем результаты сравниваются. Так  при изучении качества контрольно – оценочной деятельности мнения учителей и учащихся не совпали по следующим позициям:

-соответствие итоговой отметки действительным знаниям ученика;

-справедливость  оценки,  понимание критериев ее выставления;

-способность учеников самостоятельно оценить домашнюю работу;

-стимулирующая роль «плохой» отметки и т.д.

Итоги анкетирования  стали основой  для разработки плана семинара «Контрольно- оценочная деятельность в гимназии», в ходе работы которого обсуждались вопросы эффективности обучения и критерии эффективности системы развития профессиональной компетентности.

    Условия эффективности обучения:

·        организатор обучения знает особенности поведения взрослого как субъекта учебной деятельности;

·        организатор обучения владеет концептуальными знаниями о содержании и формах работы с педагогами, носителями субъектного опыта; о «структуре» сопротивления новому (страх перед возможными неудачами и некомпетентностью, отсутствие достаточно полной информации и т.д.);

·        содержание, формы и  методы обучения разрабатываются всеми участниками;

·        каждый педагог занимает активную позицию в целеполагании, исполнении, контроле и коррекции осваиваемой деятельности.

     Критерии эффективности системы развития профессиональной компетентности:

1. Профессиональная компетентность соответствует модели «педагога  Школы успеха»;   

2. Учебный процесс  строится на основе использования методов (приёмов, технологий), обеспечивающих:

а) развитие универсальных умений;

б) создание ситуации успеха;

в) интеллектуальную напряженность на всех этапах учебного процесса;

3. Ученики заинтересованы в развитии универсальных умений, как факторе их успешности в учебной деятельности;

4. Все участники на основе рефлексии используют позитивную схему объяснения своих успехов и неудач;

5. Обеспечена  преемственность методов и технологий  от ступени к ступени;

6. Контрольно-оценочные процедуры  приведены в  соответствие с моделью «образовательного процесса  в Школе успеха» и критериями качества образовательных результатов;

7.Контрольно-измерительные  материалы (КИМы) разработаны с учетом требований модели  выпускника гимназии и  требований ЕГЭ.

       Литература

1.      Воровщиков, С.Г., Новожилова, М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. – М.: 2007г.

2.      Журба, М.В., Рыжова, С.В. Личностно ориентированный подход в  развитии профессиональной компетентности руководителей.\\ Пед.О 2006, №2;

3.      Рыжова С.В., Преображенская А.К., Пережогина В.Г. Целеполагание как средство управления изменениям 2006, №1;

4.      Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога-М.:2004.

5.      Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей -Москва- Прага,1994

6.      Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования -Томск., «Барс», 1997г.

7.   Шамова Т.И., Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» \\ Завуч №2, 2006

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прием в гимназию

Журнал

Горячее питание

О питании

leto-2024

VK


Телефон доверия


Телефоны горячих линий гимназии открыть/закрыть

По соблюдению Предписаний Роспотребнадзора и общим вопросам, по расписанию уроков и звонков
8-902-3007-687
Зяблова Ольга Николаевна (директор)

По кадрам
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

По дополнительному образованию
8-902-3030-339
Хилова Юлия Александровна

По группам по присмотру и уходу за детьми и ПОУ "Прогимназия"
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По платным общеобразовательным услугам
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По питанию
8-930-2752-019
Перова Ольга Вячеславовна

По организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников в гимназии
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

"Горячая" линия по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО


Навигаторы детства

 

ШСК Лидер

Школьный театр

Юнармия

Движение первых

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Сообщи, где торгуют смертью

Scroll to top