Скачать шаблоны Joomla 3.5 на русском.
Спортивные Joomla 3.5 шаблоны.
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В «ШКОЛЕ УСПЕХА»
О.Н. Зяблова, заместитель директора по УВР
Коллективом гимназии разработана и успешно реализуется модель «Школа успеха». Концептуальная основа модели -компетентностный подход. Под комптентностью понимается целостная система личностно осмысленных и освоенных знаний, умений, принятых ценностей, направленных на выполнение той области деятельности, в которой индивид проявляет готовность» продуктивно действовать. Как отмечает М.В. Холодная, «знающий - знает и пытается делать (врач - лечить, учитель - учить, ученик - учиться и т.д.). «Компетентный» - знает и добивается успеха (врач вылечивает, учитель выучивает, ученик успешно учится и т.д.). Критерии качества обучения в школе успеха - оптимальный уровень владения универсальными умениями (познавательными, информационно- коммуникативными, рефлексивными).
Достижение новых целей гимназии возможно лишь при условии, что педагоги владеют соответствующими личностными качествами и профессиональными компетентностями: педагог занимает субъектную позицию в организации своей профессиональной деятельности; стремится к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью; заинтересован в развитии ребенка; способен создавать ситуации успеха, выбора (целей, способов деятельности и т.д.); принимает множественность точек зрения; способен к личностной и деятельностной рефлексии; постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.
Для приведения в соответствие с целями гимназии качества образовательного процесса разработан и реализуется проект «Развитие профессиональной компетентности педагогов в Школе успеха». Цель обучения педагогов, имеющих опыт практической деятельности и, следовательно, выступающих в качестве субъекта познавательной деятельности, по мнению И.С. Якиманской (автора личностно ориентированного подхода ЛОП) - актуализировать и «окультурить» субъектный опыт обучаемого.
Принципы ЛОП: принцип самоактуализации, принцип выбора, принцип субъектности, принцип творчества, принцип успеха – концептуальная основа модели развития профессиональной компетентности педагогов.
Процесс «окультуривания» опыта обучаемых включает три этапа:
Этап актуализации опыта: разработка системы вопросов по изучаемой теме («кластеры»); описание деятельности в рамках сложившейся практики; описание результатов деятельности и анализ их соответствия целям гимназии.
Этап сообщения информации: современные теории обучения и технологии, принципы организации деятельности; алгоритмы (технологические карты) отдельных видов деятельности.
Этап «улучшения» деятельности: проектирование деятельности в соответствии с изученными (на втором этапе) нормами.
В ходе работы по реализации проекта «Развитие профессиональной компетентности педагогов в Школе успеха» подробно изучены и описаны инструменты анализа внешней и внутренней среды, проведен анализ полученных результатов. Цель используемых методов - не только получение информации об исходном состоянии объекта, но и создание «внутриличностного» конфликта у педагога. Для этого к исследованию привлекаются и учитель и ученики, а затем результаты сравниваются. Так при изучении качества контрольно – оценочной деятельности мнения учителей и учащихся не совпали по следующим позициям:
-соответствие итоговой отметки действительным знаниям ученика;
-справедливость оценки, понимание критериев ее выставления;
-способность учеников самостоятельно оценить домашнюю работу;
-стимулирующая роль «плохой» отметки и т.д.
Итоги анкетирования стали основой для разработки плана семинара «Контрольно- оценочная деятельность в гимназии», в ходе работы которого обсуждались вопросы эффективности обучения и критерии эффективности системы развития профессиональной компетентности.
Условия эффективности обучения:
· организатор обучения знает особенности поведения взрослого как субъекта учебной деятельности;
· организатор обучения владеет концептуальными знаниями о содержании и формах работы с педагогами, носителями субъектного опыта; о «структуре» сопротивления новому (страх перед возможными неудачами и некомпетентностью, отсутствие достаточно полной информации и т.д.);
· содержание, формы и методы обучения разрабатываются всеми участниками;
· каждый педагог занимает активную позицию в целеполагании, исполнении, контроле и коррекции осваиваемой деятельности.
Критерии эффективности системы развития профессиональной компетентности:
1. Профессиональная компетентность соответствует модели «педагога Школы успеха»;
2. Учебный процесс строится на основе использования методов (приёмов, технологий), обеспечивающих:
а) развитие универсальных умений;
б) создание ситуации успеха;
в) интеллектуальную напряженность на всех этапах учебного процесса;
3. Ученики заинтересованы в развитии универсальных умений, как факторе их успешности в учебной деятельности;
4. Все участники на основе рефлексии используют позитивную схему объяснения своих успехов и неудач;
5. Обеспечена преемственность методов и технологий от ступени к ступени;
6. Контрольно-оценочные процедуры приведены в соответствие с моделью «образовательного процесса в Школе успеха» и критериями качества образовательных результатов;
7.Контрольно-измерительные материалы (КИМы) разработаны с учетом требований модели выпускника гимназии и требований ЕГЭ.
Литература
1. Воровщиков, С.Г., Новожилова, М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать. Управленческий аспект. – М.: 2007г.
2. Журба, М.В., Рыжова, С.В. Личностно ориентированный подход в развитии профессиональной компетентности руководителей.\\ Пед.О 2006, №2;
3. Рыжова С.В., Преображенская А.К., Пережогина В.Г. Целеполагание как средство управления изменениям 2006, №1;
4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога-М.:2004.
5. Толлингерова, Д. Психология проектирования умственного развития детей -Москва- Прага,1994
6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования -Томск., «Барс», 1997г.
7. Шамова Т.И., Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» \\ Завуч №2, 2006