-
Опубликовано: 23 Ноябрь 2015
Скачать шаблоны Joomla 3.5 на русском.
Спортивные Joomla 3.5 шаблоны.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
О. Н. Зяблова, заместитель директора по УВР
Если бы новизна не заставляла нас мыслить,
надежда, как и вера, была бы лишь криком,
яркой вспышкой молнии, за которой так и
не последовало удара грома...
Поль Рикер
Образование в настоящее время становится главным императивом выживания и развития, ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека в условиях глобальных экономических и антропогенных проблем.
Условиями реализации такого образования являются в частности:
- формирование ключевых компетентностей учеников, практической и психологической готовности для работы в любой экономически организованной структуре общества;
- развитие уровня социально-психологической зрелости личности учащихся: адекватной самооценке, общекультурного кругозора, способности к формально-логическому и творческому мышлению;
- сохранение физического и психического здоровья субъектов образовательного процесса.
Разработанная в рамках программы развития гимназии компетентностная модель выпускника предполагает интеграцию действий руководителя, педагога-психолога, логопеда, социального работника, учителей- предметников, родителей по созданию соответствующих социально- психологических и педагогических условий, разработки модели психолого –педагогического сопровождения (ППС), целью которого является создание социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка, сохранение его психического и физического здоровья
Основные задачи ППС:
-изучение и анализ социально-психологических характеристик участников инновационного образовательного процесса;
-прогнозирование социально- психологических процессов в коллективах педагогов и учащихся;
- выработка общих подходов к управлению социально- психологическими процессами в интересах поддержания устойчивого морально – психологического состояния, творческой активности, организованности и порядка на основе учета психологических закономерностей поведения социальной системы.
В статье рассматривается один из аспектов психолого-педагогического сопровождения – создание дидактических условий для сохранения психического здоровья субъектов образовательного процесса.
Один из серьезных факторов ухудшения здоровья школьников - тревожность.
Тревожность-свойство человека приходить в состояние повышенной возбудимости, беспокойства, испытывать страх и тревогу в различных социальных ситуациях.
Виды тревожности: школьная, самооценочная, межличностная
Ситуации, которые могут вызвать «школьную» тревогу и стать причиной школьной тревожности:
а) непонятное объяснение учителя;
б) непонимание целей учебной деятельности;
в) «ответ у доски»;
г) ожидание «вызова к доске»;
д) контрольная работа;
е) сообщение оценок за контрольную работу;
ж) неожиданный вопрос учителя;
з) непосильное домашнее задание;
и) экзамен.
У каждого человека свой оптимальный или желательный уровень тревожности - полезная тревожность. Оценка уровня тревожности - существенный компонент самоконтроля и самовоспитания.
Рассмотрим психологически оправданное поведение учителя в педагогических
ситуациях: «объяснение», «применение знаний» и «контрольно-оценочная деятельность». Успех любой деятельности определяется наличием мотива для её выполнения, пониманием цели, владение средствами, умением самоконтроля.
Ситуация «объяснение». Учитель совместно с учениками формулирует «познавательную задачу»- цель учебной деятельности (составление «кластера», наблюдение и анализ явления, попытка решения задачи и т.д.); применяет диалоговую форму изучения нового материала; дает возможность самостоятельного определения содержания и формы домашнего задания. Все это сближает позицию учителя и ученика, ведет их к сотворчеству и сотрудничеству и помогают этому совместное освоение и использование новых педагогических технологий.
«Применение знаний» - практическое использование теоретических знаний. На данном этапе учащиеся включаются в различные виды деятельности: метод проектов, создание презентаций к урокам, их защита, написание творческих работ, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Учащийся на данном этапе - из объекта превращается в субъект образовательной деятельности, а это также способствует снятию школьной тревожности, и ведет к повышению уровня общеучебных умений и навыков.
«Контрольно-оценочная деятельность» - контроль и оценивание результатов учебной и внеучебной деятельности.
Контрольно-оценочные процедуры являются одним из самых мощных стрессагенов для учащихся. Повышение качества оценочных процедур – очень важный момент.
В настоящее время мы реализуем проект, являющийся составной частью программы развития гимназии - «Контрольно-оценочная деятельность в Школе успеха», целью которого является создание условий для освоения педагогами контрольно- оценочных процедур, способствующих развитию социальной успешности ученика.
Контрольно-оценочная деятельность выполняет не только функции диагностики, при использовании соответствующих технологий она является инструментом воспитания, развития, обучения, стимулирования, центром развития самостоятельности, поскольку:
процедура оценивания затрагивает личность ребенка, влияет на состояние ученика (угнетение, возбуждение, расстройство системы мышления),его мотивацию; самооценку личности, которая включает «Я – концепцию»;формирование отношения сверстников; отношение родителей к ученику; тип используемой «причинной схемы» объяснения успеха или неудачи (случайность, трудная задача, несправедливость и т.д.),
Уже сегодня в нашей гимназии используются различные инновационные технологии оценивания:
- рейтинговая контрольная работа (используется две составляющих отметки-баллы или % выполненной работы и место; классу сообщается только наивысший балл, место определяет сам ученик);
- задания, «не требующие внешней оценки» (ответы сообщает учитель, а ребенок сам определяет качество выполнения заданий);
- «подиум» (на доске, на стенде и т.д. ребенок может представить классу выполненную работу);
- «тетрадь достижений» учащихся;
- «карта успеха в учебной деятельности»;
-«карта успешности» в различных видах деятельности (внеурочная деятельность);
- содержательная оценка творческой работы (групповое обсуждение, участие в выставках, концертах; презентация);
- фестиваль достижений «Самый-Самый».
Кроме этого, все учащиеся с 5 по 11 класс формируют «портфолио», который является альтернативным методом оценивания и состоит из внешней (учительской, родительской) оценки, самооценки, взаимооценки. «Портфолио» помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования в целом. Творческие работы, грамоты, дипломы, сертификаты, отзывы, в которых отражаются не только учебные, но и другие достижения позволяют наполнить портрет ученика индивидуальным, личностным содержанием, иллюстрируют развитие интересов, активности учащихся.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс непрерывный. Для того чтобы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху его нужно знать и понимать.
Познание каждого школьника, его индивидуальности, потребностей, творческого потенциала – главное направление совместной работы психолога и педагогов, которая является условием результативности психолого-педагогического сопровождения.
От того, как будет обустроена психолого-педагогическая среда в образовательном учреждении, от того, как она впишется в социум, будут зависеть результаты работы по выявлению и развитию природных задатков и способностей учащихся, по формированию у них готовности к социальному и профессиональному самоопределению.