Т.В.  Учуватова,   учитель русского языка и литературы

 

              Кризисные явления современного общества – разрушение окружающей среды, борьба за стремительно истощающиеся ресурсы, возведение в норму жестокости, культ грубой силы, воинствующий индивидуализм, примитивизация чувств и интересов, взаимное отчуждение, стремление к обогащению за счет других, бесконечная трансляция агрессии и насилия средствами массовой информации, циничная насмешка над человеческими страданиями современной массовой культуры – обусловили особую остроту проблемы гуманизации современных образовательных систем.

           Вот уже более ста лет прогрессивные представители человеческой мысли убеждают нас в том, что именно школа играет важнейшую роль в формировании навыков гражданского видения, без которых немыслимо успешное участие граждан в жизни общества.                                                               

          Надежда для общества есть: если в стенах школы ученики смогут свободно высказываться и увлеченно спорить, оставаясь терпимыми друг к другу, то в этих дискуссиях разовьется их мышление и окрепнут их голоса. Основная задача школы – формирование у учащихся навыков, необходимых демократическому обществу: способности уяснить проблему, умения сотрудничать, слушая друг друга, способности действовать сознательно и отвечать за свои поступки.  Таковы идеальные представления о демократическом обучении. Реальность же, с которой мы сталкиваемся, бесконечно далека от этого идеала: цивилизованный диалог тонет в хаосе голосов политиков, представителей СМИ или поп-культуры. Вместо ответственности суждений и взаимной терпимости общество демонстрирует детям бесчисленные примеры несдержанности, агрессии, нелогичности, часто – откровенной непорядочности.                                                                                                                                        Школьники реагируют на происходящее по-разному. Некоторые, убедившись в том, что агрессивность нередко приводит к успеху, берут пример с сильных мира сего и в обсуждении стремятся подавить собеседника. Другие, не приемля того, что они видят и слышат, отказываются от борьбы и старательно оберегают собственную неприкосновенность. Третьи предпочитают насмешливое молчание, избегая какой бы то ни было конфронтации и не слишком доверяя учителям, представляющим власть на занятиях. Не доверяя настоящему и не питая особых надежд на будущее, подобные ученики остаются пассивными и в учебной аудитории и за ее пределами.

 Школа, являясь составной частью социума, находится в чрезвычайно сложной ситуации: она должна и противостоять разрушительным тенденциям сегодняшнего дня, и формировать личность идеального гражданина, так необходимого любому обществу. В это сложное время учителям необходимо продемонстрировать учащимся другую модель диалога, другую культуру общения. Работа в классе может научить тому, как в цивилизованном диалоге собеседники с разными взглядами могут найти точки соприкосновения, как можно прийти к одной цели, двигаясь разными  путями, как работа в совместном проекте может сблизить непохожих друг на друга людей.

       Итак, научиться самому и научить своих учеников навыкам самостоятельного мышления и цивилизованного общения, которые помогут выпускнику справляться с непростыми обязанностями гражданина современного общества – основная задача школы сегодняшнего дня. Качественно новые цели образования – обучение самостоятельно действовать и создавать качественный продукт –направлены на изменения в самом ученике, связаны с его эффективным и полноценным самоопределением в современном меняющемся мире.     

        Осмысленное обучение дает возможность сегодняшнему выпускнику обладать рядом ключевых компетенций: умением организовывать перенасыщенные потоки информации, умением работать в команде, в сотрудничестве с другими людьми, умением решать проблемы творчески, изобретательно, умением быть ответственным за принятое решение,

способностью к непрерывному  познанию.     

       Основой формирования ключевых компетенций являются, естественно, ценностные ориентации выпускника. Именно предметы гуманитарного цикла, приоритет которым отдается в гимназическом образовании, концентрируют внимание школьника на актуальных проблемах социального, нравственного, философского характера, решение которых помогает  формированию ценностных ориентаций личности. В центре внимания дисциплин гуманитарного курса оказываются такие вопросы, как социальные переломы и психологические преобразования жизни, конкретно-историческое и общечеловеческое начала в их сопряжении, самоопределение человека и пути истории. Обобщенный, целостный взгляд на жизнь дает ученику понимание того, что катаклизмы истории, хаос бытия и потеря равновесия в обществе преодолимы. Осмысление коренных философско-эстетических и нравственных проблем помогает выпускнику сформировать самостоятельные убеждения и оценки, устойчивое жизненное кредо, основанные на общечеловеческих нравственных ценностях.                                

 

 

 

 

 

Организационные переклички:

28 августа в 17.30
для 1-5х классов
29 августа в 12.00
для 6-11х классов


Priglashenie-

50 let

Прием в гимназию

Зачисление в ОО

ЕГПУ

ГИА

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Scroll to top