Скачать шаблоны Joomla 3.5 на русском.
Спортивные Joomla 3.5 шаблоны.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Т.А. Судобина, учитель начальных классов
Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.
Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, появилась потребность к творческому созиданию, учителю необходимо уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроке, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.
Мультимедиа-учебники призваны автоматизировать все основные этапы обучения – от изложения учебного материала до контроля знаний, при этом учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Как же учителю организовать подготовку к таким урокам?
Первым шагом становится подбор необходимых цифровых образовательных ресурсов по теме урока. В современных условиях это достаточно легко сделать с помощью образовательных ресурсов сети Интернет (http://viki.rdf.ru; http://school-collection.edu.ru;http://www.openclass.ru) , активно пополняющихся копилок методических материалов, компьютерных энциклопедий (например, «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; и др.). В результате такой создается большая копилка как иллюстративных, так и текстовых материалов. Систематически обновляя свою виртуальную библиотеку, со временем любой педагог становится обладателем незаменимого помощника в работе. Останется лишь подобрать и оформить их в зависимости от целей того или иного урока.
Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Презентации, созданные в программе Power Point дают возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Презентация может идти на протяжении всего урока, так называемым «пунктиром», а может занимать только его часть.
Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем, материал могут находить сами учащиеся в Интернете и обрабатывать его, создавая видеоряды, слайд-проекты, презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку.
Информационные технологии представляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Дистанционно управляя презентацией, учитель имеет больше возможностей оказывать индивидуальную помощь учащимся.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ также нашли самое широкое применение.
В «Методической копилке» нашего методического объединения более 40 разработок уроков по русскому языку, математике, окружающему миру, истории, гражданскому образованию с медиоподдержкой по учебным программам начального курса обучения.
Особенности данной технологии в том, что преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся. Изменяется и отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Использование на уроках новых методов и форм организации процесса обучения с применением компьютера связано с ответом на вопрос:насколько они эффективнее уже имеющихся методов и форм организации учебных занятий?
1.Способствуют индивидуализации обучения;
2.Повышают мотивацию обучения;
3.Активизируют познавательную деятельность учащихся;
4.Обеспечивают оперативность и объективность контроля;
5.Облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
6.Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, повышают интерес к изучаемому предмету.
За время работы мною апробированы электронные учебные пособия:
«Русский язык», А. В. Молокова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005 г.;
«Математика», А. В. Молокова, Ю. Г. Молоков, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2005 г
«Словарь», А. В. Молокова, ГНУ ИЭПМСО РАО, 2006 г.;
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»;
«Природа. Человек. Общество», ООО «ДОС»;
Мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия»», Москва, 2008 г .;
Энциклопедия о животных Кирилла и Мефодия;
Мультимедийный учебник «Математика. Уроки Кирилла и Мефодия», Москва, 2008 г .;
«Математика и конструирование», ООО «ДОС»
и множество программ, которые выполняют только демонстрационную функцию («Занимательная геометрия», «География для малышей»).
Наиболее удачными и эффективными, на мой взгляд, являются электронные учебные пособия, разработанные под руководством А. В. Молоковой по русскому языку и математике. Разнообразные задания по темам помогают интересно и результативно проводить устный счёт, самостоятельную работу, отрабатывать вычислительные и орфографические навыки, контролировать уровень ЗУН по теме.
Очень интересная программа «Математика и конструирование», которая даёт возможность учителю самому создавать урок, ориентируясь на сегодняшний уровень класса или отдельных учеников, отбирать необходимые задания по теме урока, осуществлять контроль.
Яркими, эмоционально насыщенными и результативными делает уроки окружающего мира мультимедийный учебник «Окружающий мир. Уроки Кирилла и Мефодия».