МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

 

Ю.А.Зайцева, учитель географии

 

      Новые социальные требования к системе российского образования определены в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В этом документе отмечается: « Школа - в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно- экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».

       Еще недавно конечной целью среднего школьного образования был выпускник, овладевший знаниями в пределах программы, учебными навыками. Сегодня в российской школе приоритетным становится овладение интеллектуальными оперативными общеучебными умениями,  а не только приобретение знаний как таковых. Способности учащихся трансформировать, осуществлять перенос знаний в новых условиях в большей мере и определяют значение нового понятия «компетентность», появившегося в общеобразовательной школе с начала ее модернизации. Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности является целью образовательного процесса в современной школе. Поэтому на современном этапе возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий, направленных на формирование ключевых образовательных компетенций школьников.

    Такими возможностями, как показывает практика, обладает технология модульного  обучения. Элементы данной технологии я стала применять на уроках географии в 2007 году. В 2008 году регулярно использовала  технологию модульного обучения при изучении некоторых тем в 7 и 8 классах.

     Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу «География материков и океанов» в  7  классе. В состав программы по теме  « Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы»  входят шесть модулей:

М 1 – Роль океана в жизни Земли.

М 2 – Воды Мирового океана.

М 3 – Поверхностные течения.

М 4  - Океан как среда жизни.

М 5 – Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

М 6 -  Выходной контроль.

Для урока разрабатываются специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, даются точные указания к использованию источников информации и разъясняется способ овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Основная идея модульного обучения заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Ученик  добывает знания самостоятельно, выбирая из всей информации главное.

Любой модульный урок состоит из учебных элементов. Именно от качественного содержания учебных элементов  во многом зависит успех применения модульных программ. Ученик может начинать освоение с любого из модулей (уроков), например, с третьего, затем осваивать шестой, пятый и так весь цикл. Если при этом организовать работу в малых группах (3— 6 человек), то значительно сокращается работа учителя по подготовке и распечатке модулей. Кроме того, при нехватке средств обучения (компьютеров, карт, словарей, справочников и других пособий) учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые на одиночных средствах обучении, предназначались бы для одного «пакета» - модуля.

     Учебные элементы  - последовательные шаги, алгоритм работы, которым учащиеся  пользуются при  изучении материала.

В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные  элементы непосредственно связаны сосредствами обучения, то в зависимости от носителя выделяются разные типы УЭ (табл.1).

Таблица 1

Типизация УЭ на основе носителя учебной информации

 

Учебный элемент (УЭ)

Указания ученику к применению

Текстовый

Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д.

Картографический

Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т.д.

Табличный

Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д.

Иллюстративный

Определи, что изображено: составь рассказ, опиши и т.д.

Словесный

Прослушай и выполни задание ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т.д.

Компьютерный

Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т.д.

Аудиовизуальный

Ответь на вопросы, составь свой комментарий и т.д.

Натурный

Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т.д.

Смешанный

 

Разнообразные

При данной технологии я применяю следующие виды работ:

   индивидуальную самостоятельную работу ученика;

   партнерскую работу в парах;

   работу в группе.

 Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии характерна индивидуализацияпрограммы.

    Модульное обучение позволяет мне сократить учебный курс дисциплины примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного, системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.

Такое строение модуля придает ему качества мобильности и гибкости. А использование принципа модульности в процессе обучения способствует формированию мобильности знаний, что является неотъемлемой частью компетентности учащихся, способствует, на мой взгляд, развитию универсальных умений учащихся

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прием в гимназию

Журнал

Горячее питание

О питании

leto-2024

VK


Телефон доверия


Телефоны горячих линий гимназии открыть/закрыть

По соблюдению Предписаний Роспотребнадзора и общим вопросам, по расписанию уроков и звонков
8-920-3007-687
Зяблова Ольга Николаевна (директор)

По кадрам
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

По дополнительному образованию
8-902-3030-339
Хилова Юлия Александровна

По группам по присмотру и уходу за детьми и ПОУ "Прогимназия"
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По платным общеобразовательным услугам
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По питанию
8-930-2752-019
Перова Ольга Вячеславовна

По организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников в гимназии
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

"Горячая" линия по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО


Навигаторы детства

 

ШСК Лидер

Школьный театр

Юнармия

Движение первых

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Сообщи, где торгуют смертью

Scroll to top