УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК В ПОЛЕ  СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Т.В. Учуватова,  учитель русского языка и литературы

 

Знание истины, не выросшее  в нас            

органически, лишь балласт духа.

М.Волошин

      Недавно я прочитала бесхитростное стихотворение ученика, обращенное к учителю. Вот небольшая цитата:

Он относится к нам как к людям,

За это любить его будем!

Русский – мой любимый предмет,

Чтобы получить пятерку,

Я могу пропустить целый обед.

       Каждая строчка детского творения говорит нам, взрослым:

- я индивидуальность;

- я хочу, чтобы моё мнение уважали;

- я смогу выслушать и постараюсь понять;

- я способен отвечать за своё образование.

      Так ребенок, не искушенный в педагогике, формулирует основные нравственные приоритеты современного обучения, заявляет о необходимости его демократизации.

      Только демократизация образования способна привести к демократизации общества. На это направлена программа «Чтение и письмо для развития критического мышления». Стимулируя  активное участие школьника в собственном обучении, способствуя его самовыражению, уроки, проводимые в рамках данной технологии, приводят к личностным переменам, как учащихся, так и учителей. Занятия превращают класс в партнерское сообщество, позволяют использовать полученный опыт позитивного взаимодействия в жизни.

      Так, на уроках литературы ребята не боятся высказывать собственные суждения по поводу прочитанного, с интересом отслеживают различные, порой противоположные, точки зрения. Они учатся думать самостоятельно, отстаивают свою позицию или менять её, если аргументация оппонентов более убедительна (что не менее ценно), но при этом учатся быть ответственными за собственный выбор.

    Свобода в преподавании – это прежде всего свобода размышлений и обмен ими. Уважение к мысли, чувству ребенка, восприятие его суждений как равно ценных – необходимые составляющие развития личности. Основное условие развития и личности, и общества – способность активно создавать собственное понимание мира, умение принимать при этом чужую точку зрения как просто иную и требующую понимания, а не чуждую.

Формированию личности будущего взрослого способствует совместная работа преподавателей и учеников.

       Примером партнерской деятельности учащихся и учителей можно считать подготовку  и проведение семинара-практикума к Дню лицея «Императорский Царскосельский Лицей – XXI веку». Используя опыт создания одного из лучших отечественных образовательных учреждений, ознакомившись с его уставом, учитывая высокую цель образования, которая была перед ним поставлена (за шесть лет подготовить воспитанников не просто к государственной службе, а к ее «важнейшим частям»), принимая во внимание основные нравственные принципы лицея («слова и поступки государственного человека служат правилом для всех остальных… титулы и почести, приобретенные нечестным путем, вызывают презрение»), старшеклассники проектировали модель школы XXI века, выступая от имени будущих детей, родителей, управленцев в области образования.

       Новым опытом и для детей, и для взрослых были совместные уроки десятиклассников с учителями-словесниками гимназии и директорами школ Ленинского района. Оба занятия были проведены на основе текстов художественных произведений. Участники первого урока создавали творческие работы по ключевым словам, вели свободную дискуссию, обмениваясь мнениями о прочитанном. На втором занятии была организована перекрестная дискуссия, в которой оппоненты отстаивали собственные позиции, выдвигая свои аргументы, пытались опровергнуть противоположную, находя контраргументы.

      Подобная работа требует усилий от учащихся, осмысленного, активного включения в образования, стимулирует их самовыражение, развивая гибкость мышления и навыки мыслительной деятельности высокого уровня. Важно и понимание учениками того, что образование не оторвано от жизни, вследствие чего они приобретают привычку к учению – учатся учиться. Ответственность сегодняшнего ученика перед собой за поведение в образовательном пространстве – гарантия осознанного участия будущего взрослого в социальной жизни. А это важнейшая нравственная задача современного образования.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прием в гимназию

Журнал

Горячее питание

О питании

leto-2024

VK


Телефон доверия


Телефоны горячих линий гимназии открыть/закрыть

По соблюдению Предписаний Роспотребнадзора и общим вопросам, по расписанию уроков и звонков
8-902-3007-687
Зяблова Ольга Николаевна (директор)

По кадрам
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

По дополнительному образованию
8-902-3030-339
Хилова Юлия Александровна

По группам по присмотру и уходу за детьми и ПОУ "Прогимназия"
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По платным общеобразовательным услугам
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По питанию
8-930-2752-019
Перова Ольга Вячеславовна

По организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников в гимназии
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

"Горячая" линия по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО


Навигаторы детства

 

ШСК Лидер

Школьный театр

Юнармия

Движение первых

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Сообщи, где торгуют смертью

Scroll to top