ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

 

С.А. Дмитряк, заместитель директора по УВР

 

        Современный  учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.

        В наши дни в школах происходит обновление содержания образования, изменение форм организации образовательного процесса, а возможно и изменение самой парадигмы образования.  Интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс является одним из базовых элементов школы XXI века, «Школы будущего. Сегодня учащиеся имеют неограниченный доступ  к информации. Их уже не устраивает классно-урочная система получения знаний. Поэтому преподавательский корпус должен быть готов в полной мере предложить новые формы учебной деятельности и образовательных технологий. Обновление форм и содержания образования – одна из важнейших задач современной российской школы.

     Переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе обеспечит создание в школе открытого образовательного информационного пространства.

     Школа включает ряд подразделений: основную, старшую школу, а так же модуль дополнительного образования. Указанные подразделения составляют информационное сообщество, так как действуют в едином информационном пространстве. Модель информационной деятельности школьного информационного пространства в настоящее время можно представить совокупностью различных процессов:

  • преподавание информатики в школе;
  • интеграция информационных технологий в преподавание предметов;
  • информатизация внеклассной работы;
  • информационное управление школой.

     Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.

   Под информатизацией школы следует понимать не только компьютеризацию и соединение персональных компьютеров в сеть, но и создание других структурных подразделений школы, тесно связанных с учебным процессом, изменение психологии участников образовательного процесса, повышение их пользовательского уровня, что позволит в дальнейшем перейти к новой парадигме образования.

    В центре единого информационного пространства образовательного учреждения должен находиться ученик, и только он. Оно создается ради того, чтобы учащийся за те же годы обучения в школе смог получать самые новые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру и при этом успевал в кружки, секции, на курсы и каток, в кино и почитать книгу. Информационное пространство учебного заведения должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать в первую очередь учебную деятельность школы.

    Поэтому компьютерная грамотность уже сегодня должна стать составляющей профессионального уровня учителя, что позволит широко использовать информационные технологии на уроках.

       Одна из задач общеобразовательной школы – воспитание подрастающего поколения, владеющего социокультурными компетенциями и отвечающего по своему уровню развития условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо владеть иностранным языком на достаточно высоком уровне, осваивать способы работы с информационными потоками, искать необходимую информацию, анализировать ее, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию в текстовую и мультимедийную формы, работать с различными типами информации, составлять документы, вести делопроизводство, использовать информацию для решения учебных и жизненных задач.

Компьютерные технологии в образовании:
• позволяют индивидуализировать обучение;
• повышают активность обучаемых;
• помогают интенсифицировать обучение;
• повышают мотивацию учения;
• создают условия для самостоятельной работы;
• способствуют выработке самооценки у обучаемых;
• создают комфортную среду обучения.

    Как было подчеркнуто выше, решающим фактором успешного внедрения новых информационных технологий в учебный процесс являются готовность и способность учителей освоить новые технические средства и предложить новые методики обучения с использованием этих средств.

Однако, существует ряд факторов, сдерживающих развитие информационного пространства школы

 - неподготовленность технико-технологических условий, материальной базы (плохое оснащение кабинетов).

- человеческий ресурс – неготовность педагогов и родителей к такого рода изменениям в образовании, противодействие инновациям.

- такой тип организации учебного процесса, который не позволяет учащимся формировать навыки планирования и самоорганизации учебного процесса, так необходимые для адаптации  к изменяющимся запросам общества

- информационная, методическая и  организационная необеспеченность процессов создания  единого информационно пространства.

 - явно недостаточный уровень государственного финансирования

Все это снижает эффективность компьютеризации и информатизации школ.

   Как и любой другой процесс, информатизация образовательного учреждения, требует постоянного контроля со стороны руководителя. Управление данным процессом будет протекать более четко при наличии в образовательном учреждении концепции и программы информатизации ОУ, при должном кадровом обеспечении, при условии проведения постоянных мониторинговых наблюдений в данной области.

В результате выполнения программы информатизации ОУ произойдет формирование новой информационной модели ученика, учителя, управления, новой модели связи с родителями, новой модели работы бухгалтерии. Эти задачи должны решаться за счет приобретения дополнительной вычислительной техники, организации доступа к глобальным информационным ресурсам, применения новых информационных технологий в учебном процессе, включая создание и использование современных электронных учебных материалов, подготовку и обучение педагогических, административных кадров.

    Итак, в последнее десятилетие Россия активно стремится к созданию информационного общества. Расширение информационного пространства, внедрение телекоммуникационных технологий, высокие темпы развития технологий хранения, переработки информации позволяют получить доступ к ней на международном, национальном, региональном уровнях. Вопросы доступа к информации выдвинулись на первый план.

    Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность, роль в мировом сообществе.

 

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Прием в гимназию

Журнал

Горячее питание

О питании

leto-2024

VK


Телефон доверия


Телефоны горячих линий гимназии открыть/закрыть

По соблюдению Предписаний Роспотребнадзора и общим вопросам, по расписанию уроков и звонков
8-902-3007-687
Зяблова Ольга Николаевна (директор)

По кадрам
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

По дополнительному образованию
8-902-3030-339
Хилова Юлия Александровна

По группам по присмотру и уходу за детьми и ПОУ "Прогимназия"
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По платным общеобразовательным услугам
8-904-780-81-34
Чистякова Ирина Серафимовна

По питанию
8-930-2752-019
Перова Ольга Вячеславовна

По организации и проведению Всероссийской олимпиады школьников в гимназии
8-905-1908-922
Дмитряк Светлана Александровна

"Горячая" линия по вопросам введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО


Навигаторы детства

 

ШСК Лидер

Школьный театр

Юнармия

Движение первых

Готов к труду и обороне

Правовая страница

Паспорт дорожной безопасности гимназии

Схема дом-школа-дом

Памятки по безопасности

Сообщи, где торгуют смертью

Scroll to top